О нас

СТАВРОПИГИАЛЬНАЯ ГРАМОТА


налево - оригинал, направо - перевод
Оригинал Перевод

ИСТОРИЯ


Рыцарский орден св. Константина и Елены это духовный рыцарский орден, который согласно старым хроникам основал римский император св. Констатнин Великий в 312 году, как дружину для охраны св. лабарума. В 1180 году получил от византийского императора Алексея Комнена уставы.

Эмблемой ордена является греческий крест покрытый красной эмалью. На ветвях креста находятся золотые буквы I.H.S.V. (In Hoc Signo Vinces). По середине креста расположен золотой медальон с названием ордена и черной византийской орлицой, наверху золотая коронка. Подвесная лента креста у професиональных рыцарей желтая /наследственный статус/, у почетных рыцарей лента синяя /индивидуальнй статус/.

Далее дадим возможность промолвить историку того времени Еусебиусу:

«Просил Бога своего и матери, что бы ему явился. Когда солнце зашло за полдень, увидел ясный крест из солнечных лучей над солнцем, вокруг него была надпись: с этим знаком победишь. Целое войско было свидетелем этого явления.

Св. Константин распорядился изготовить священный лабарум /золотое копье несущее явившийся крест/, который охраняло 50 самых храбрых воинов. А когда была большая опасность, приказал св. Константин что бы лабарум принесли в самые жестокие битвы. И носильщик святого лабара никогда не был ранен. По настоянию св. Констатнина знак креста был помещен на его каске и на щитах воинов. 28 октября 312 года н. э. под этим знаком победили Максентиуса. Это была победа неожиданная, даная самим Богом для христиан.

На основании этой чудо победы выдал св. Константин в 313 году н. э. в Милане эдикт, которым разрешалось христианство в целой империи.»

Здесь нужно историка Еусебиуса прервать и обратить внимание на факт, о котором говорит. Что выбрали 50 человек, которые охраняли священный лабарум и шли на самые жестокие битвы под охраной креста. Эти люди были первой рыцарской дружиной для охраны святого православия. Этот орден или же дружина проходит историей, римско-византийские императоры использовали это содружество к охране и обороне святого православия аж до падения Константинополя в 1453 году. Награда этим орденом, членство в этом братстве рыцарей, была всегда связанна с нобилитацией /т.е. члены рыцарского ордена автоматически повышаются на рыцарский статус, а в странах, которые являются конституционной монархией могут востребовать статус свободных господ, или же баронов/.

После падения Цареграда /Константинополя/ полную духовную защиту над этим рыцарским орденом взяла на себя православная церковь, православные патриархи, метрополиты и эпархиальные архиереи. Из истории видно, что после падения Цареграда, это полномочие незаконно на себя взяли и римские схизматические епископы и подтвердили этот орден как родовой орден бывшей византийской династии Комненов живущих в Италии. Но в связи с ситуацией, которая была в XV веке в Риме, когда епископы продавали что хотели, не чему удивляться. Позднее этот схизматический орден под названием Константиновского ордена св. Георгия перешел в 1697 г. в руки семьи воеводы из Пармы, где до сих пор является семейным орденом ветви Боурбон-Парма. Этот орден, хотя и имеет похожее наименование и вид, не имеет ничего общего с дружиной защитников святого православия.

Также здесь нужно отметить, что полномочия, которые повзаимствовал римский бискуп, имели только цареградские патриархи /отм. "поэтому их воспринимаем как етнархов и которые начали использовать богослужебное одеяние называемое саккос, которое носил только император, позже начали носить на голове митру, изначально символ императорской власти: саккос и митру начали позже одевать все православные епископы, чтобы демонстрировать соборный характер Церкви"/. Единственные законные наследники властвующей династии в Цареграде, династия Палаиологов, были русские цари, и туда была выдана замуж последняя дочь римского и византийского императора Константина XI.. Поэтому после пада византийской империи русские цари провозгласили себя единственными защитниками святого православия а Москву третим Римом.

В европейских странах свободно действуют автокефальные православные церкви, которые находятся во взаимном каноническом сообществе православных церквей как ровный с ровным и поэтому здесь дана возможность беспрепятственно действовать рыцарскому ордену св. Константина и Елены. В настоящее время рыцарский орден св. Константина и Елены действует в Чешской республике, Германии, Португалии, США , Австрии, Венгрии, России , Словакии, Украине, Италии, Швейцарии, Беларусии, Швеции и Голландии, Канаде, Польши и Республика Сербская.

Орден делится на рыцарей, которые повышаются на индивидуальный статус или на наследственный статус. Рыцари обьединяются в коменды во главе с контуром /избранный на шесть лет один из рыцарей/. Во главе ордена стоит гроссмейстер, который вместе с генеральным советом руководит орденом. Резиденцией ордена св. Константина и Елены в чешских землях и местом принятия новых членов является православный храм Воздвижения св. Креста в городе Теплице, Чешская республика.

Православное братство '' Рыцарский орден свв. Константина и Елены '' в 2006 году получил от архиепископа пражского Христафора, митрополита Чешских земель и Словакии ставрогиальный статус.

Духовно-рыцарский орден св. Константина и Елены не преследует никаких политических целей, а призван развивать диалог и дружеское сотрудничество между всеми народами и государствами.


КАК СТАТЬ РЫЦАРЕМ ОРДЕНА


Членом рыцарского ордена св. Константина и Елены может стать мужчина или женщина, не зависимо от национальности и места своего жительства по рекомендации одного из рыцарей или дамы ордена.
В орден допускаются лица с доброй репутацией и безупречным поведением.
При принятии Гроссмейстером положительного решения, рекомендуется внести вступительный взнос и прибыть в назначенное время на место посвящения.


HISTORIE


Rytířský řád sv. Konstantina a Heleny je duchovně rytířský řád, který byl podle starých kronik založen římským císařem sv. Konstantinem Velikým již roku 312, jako družina na ochranu sv. labara. Roku 1180 získal od byzantského císaře Alexia Komnena své stanovy.
Odznakem řádu je řecký kříž, červeně smaltovaný, s liliově zakončeným ramenem. Na ploše ramen jsou postupně zlatá písmena I.H.S.V. /In Hoc Signo Vinces/. Ve středu kříže je umístěn zlatý medailon s názvem řádu a černou byzantskou orlicí, kříž je převýšen zlatou korunkou. Stuha závěsného kříže u profesních rytířů je žlutá /dědičný šlechtický stav/ (Příloha č. 1), u rytířů čestných, stuha modrá /osobní šlechtický stav/.
Zde nechme promluvit historika té doby Eusebia:

„Prosil Boha svého a matky, aby se mu zjevil. Tu když slunce poledne přešlo, a den se k odpolednímu klonil, viděl jasný kříž utvořený ze slunečních paprsků nad sluncem, kolem něhož byl nápis: v tomto znamení zvítězíš. Ustrnutí veliké připadlo na něho a celé vojsko, které bylo svědkem onoho zjevu.
Sv. Konstantin dal zhotovit posvátné labarum (zlaté kopí nesoucí zjevený kříž), které chránilo 50 nejstatečnějších bojovníků, a kde bylo nejnebezpečněji, rozkázal sv. Konstantin toto labarum do nejukrutnějších bojů zanésti. Žádný nosič tohoto posvátného labara nebyl v boji nikdy zraněn. Mimo to, dal sv. Konstantin toto znamení kříže vyrýt na svou přilbici a vojínům na štíty. Dne 28. října roku 312 po Kr. byl v tomto znamení Maxentius poražen. Bylo to vítězství neočekávané, dané Bohem samým pro křesťany.
Na základě tohoto zázraku vítězství, vydal sv. Konstantin roku 313 po Kr. v Miláně edikt, kterým bylo povoleno křesťanství po celé říši.“


Zde je třeba historika Eusebia přerušit a upoutat se na skutečnost, o které se zmiňuje. Bylo vyčleněno 50 mužů, kteří ochraňovali posvátné labarum a šli do nejtvrdších bojů na ochranu zjeveného kříže. Muži, kteří se stali první rytířskou družinou na ochranu svatého pravoslaví. Řád, nebo-li tato družina proplouvala dějinami a římští -byzantští císaři využívali tohoto společenství nejvěrnějších, až do pádu Cařihradu /Konstantinopole/ roku 1453 po Kr., k ochraně a obraně svatého pravoslaví. Udělením tohoto řádu, členstvím v tomto bratrstvu rytířů, bylo vždy spojeno s nobilitací /tj. členové rytířského řádu jsou automaticky povýšeni do rytířského stavu a v zemích, které jsou konstituční monarchií mohou požádat o stav svobodných pánů, nebo-li baronát/.

Po pádu Cařihradu /Konstantinopole/ nad tímto rytířským řádem převzala plnou duchovní ochranu pravoslavná církev, pravoslavní patriarchové, metropolité a eparchiální archijerejové. Z historie je patrné, že si po pádu Cařihradu, tuto pravomoc neoprávněně osopili i římští schizmatičtí biskupové /papežové/ a potvrzují tento řád jako rodinný řád bývalé byzantské dynastie Komnenů přežívající v Itálii. Ale k tomu jaká situace v 15. století v Římě vládla a kdy si papežové prodávali co chtěli, se není co divit. Později tento schizmatický řád roku 1697 přešel pod názvem Konstantinův řád sv. Jiří do rukou rodiny vévody z Parmy, kde je do dnes rodinným řádem větve Bourbon-Parma. Tento řád, ač podobného názvu a tvaru nemá nic společného s původní družinou ochránců svatého pravoslaví, pro které je řád založen.
Zde je třeba se také zmínit, že tuto pravomoc, kterou si uzmul římský biskup, měli pouze cařihradští patriarchové /pozn. „proto jsou chápáni jako etnarcha a počali používat vnější bohoslužebné roucho zvané sakkos, které nosil jen imperátor, později si začali klást na hlavu mitru, původně znak císařské moci: sakkos a mitru začali později používat všichni pravoslavní biskupové, aby manifestovali konciliární charakter Církve“/ a jediní právoplatní nástupci poslední vládnoucí dynastie v Cařihradu, dynastie Palaiologů, byli ruští carové, kam byla dcera posledního římského a byzantského císaře Konstantina XI. provdána. Proto se po vyvrácení byzantského impéria ruští carové prohlásili za jediné ochránce svatého pravoslaví a Moskvu za třetí Řím.

V evropských zemích svobodně působí autokefální pravoslavné církve, které jsou ve vzájemném kanonickém společenství pravoslavných církví jako rovné s rovnými a tím i zde je dána možnost, aby zde mohl nerušeně rytířský řád sv. Konstantina a Heleny působit.

Pravoslavné bratrstvo „Rytířský řád sv. Konstantina a Heleny“ bylo v roce 2006 prohlášeno arcibiskupem pražským Kryštofem, metropolitou českých zemí a Slovenska za stavropigiální.

V dnešní době Rytířský řád sv. Konstantina a Heleny působí ve 32 zemí světa, je registrován Evropskou unií (EU) a Organizací společnosti národů (OSN), jako nevládní mezinárodní organizace.
Řád se dělí na rytíře, kteří jsou povyšováni do osobního šlechtického stavu, nebo do dědičného šlechtického stavu. Rytíři se sdružují v komendách. V jejich čele stojí komtur /na šest let zvolený jeden z rytířů/. V čele řádu stojí velmistr, který s generální radou řád řídí. Sídelním chrámem pro Rytířský řád sv. Konstantina a Heleny a investituru nových členů se stal Chrám Povýšení sv. Kříže v Teplicích.